Состоялся V Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

1-2 июня 2025 года состоялось крупнейшее научное мероприятие в области детского развития и образования — V юбилейный Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире». Форум объединил более 7000 психологов, педагогов, социологов, медиков, журналистов, лингвистов, разработчиков цифровых образовательных продуктов и других экспертов, изучающих детство.
Организаторами Форума выступили Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также Российское психологическое общество. Форум проходил при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссии Российской Федерации по делам Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
С приветствием к участникам Форума обратился Юрий Петрович Зинченко, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, президент Российского психологического общества, академик РАО, член-корреспондент РАН. В своем обращении он выразил особую благодарность комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и отметил плодотворную работу форума по достижению стратегических целей ЮНЕСКО, его истинную междисциплинарность. Лилия Салаватовна Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, отметила, что прозвучавшие на форуме совместные доклады российских и зарубежных ученых отражают общие, глобальные закономерности влияния цифровизации на развитие детей и подростков. Александр Сергеевич Алимов, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, обратил внимание на особую значимость докладов участников стран БРИКС, основанных на результатах совместной работы. Денис Сергеевич Секиринский, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, отметил, что именно усилия специалистов и исследователей форума, изучающих детство, позволяют государству выбирать верные направления в поддержке молодежи. Свое приветствие участникам Форума также направил писатель Дмитрий Альбертович Лиханов, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов. Он подчеркнул важность честного и открытого диалога для развития общества в меняющемся на фоне цифровизации мире.
В рамках V Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире» было проведено десять симпозиумов, представлены выступления около 300 спикеров из более, чем 60 стран.
В рамках секции «Искусственный интеллект для обучения и развития» были представлены доклады, посвящённые внедрению цифровых технологий в образовательную среду, их потенциалу и вызовам в работе с детьми. Джинджин Лу (Китай), доцент Академии образования будущего Сианьского Цзяотун-Ливерпульского университета, рассказала о внедрении ИИ в систему дошкольного образования Китая. Она подчеркнула необходимость адаптации таких решений под возрастные особенности и важность этической составляющей. Константин Андониу, доцент и заведующий кафедрой социальных наук Университета Абу-Даби (ОАЭ), выступил с анализом роли генеративного ИИ в образовании. Он отметил, что цифровое детство требует обновлённых педагогических стратегий и опоры на индивидуализацию обучения. Хельми Норман, доцент, заместитель директора Центра преподавания и разработки учебных программ Университета Кебангсаан (Малайзия), рассказал о возможностях использования ИИ, дополненной реальности и метавселенных в школьной практике. Он подчеркнул необходимость педагогической навигации по этим новым цифровым пространствам. Эврен Йигит, контент-директор и соучредитель компании Mako (Турция), сделала акцент на важности качественного медиаконтента в эпоху ИИ. По её мнению, содержание должно не только обучать, но и развивать у детей критическое мышление и устойчивые ценности. Юлиана Слащева, председатель совета директоров акционерного общества "Киностудия "Союзмультфильм", рассказала о трансформации медиапотребления: от телевидения до коротких цифровых форматов. Она отметила важность создания релевантного контента, способного конкурировать с быстрой «скроллинговой» культурой нового поколения.
В рамках секции «Социализация в цифровом мире» обсуждались вопросы влияния цифровых технологий на процессы становления личности, эмоционального благополучия и межличностного взаимодействия детей и подростков. Галина Солдатова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, представила анализ трансформации личности российских подростков в условиях цифровой социализации, уделила особое внимание вопросам психологического благополучия и профессионального самоопределения в завершающий период детства. Андик Матулесси, доцент факультета психологии Университета 17 августа 1945 г. (Сурабая, Индонезия), президент Индонезийской психологической ассоциации (HIMPSI), рассказал о причинах, последствиях и мерах по преодолению интернет-зависимости у подростков, подчеркнув важность культурно адаптированных стратегий профилактики в странах Юго-Восточной Азии. Дмитрий Корниенко, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, представил результаты совместного проекта с коллегами с факультета психологии Гаванского университета в докладе рассказал об универсальных и культурно обусловленных изменениях в поведении и эмоциональной регуляции молодёжи. Особое внимание было уделено международному исследованию экранного времени у дошкольников, представленному Натальей Рудновой, кандидатом психологических наук, научным сотрудником Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; в соавторстве с Драганой Занини (Университет Нови Сад, Сербия); Лицзя Чжан (МГУ имени М.В. Ломоносова); и Ясером Рамиресом Бенитесом (Университет Сьенфуэгоса им. Карлоса Рафаэля Родригеса, Куба). В докладе были представлены и сопоставлены данные из России, Сербии, Китая и Кубы, позволяющие оценить текущие тенденции в структуре досуга и цифровых привычках дошкольников, а также последствия этих изменений для когнитивного и эмоционального развития детей.
Секция «Изучение математики в цифровом мире» была посвящена инновационным подходам к преподаванию математики и осмыслению цифровых инструментов в образовательной практике. Анастасия Лобанова, научный сотрудник Лаборатории психологии младшего школьника Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Елена Высоцкая и Мария Янишевская, кандидаты психологических наук и ведущие научные сотрудники той же лаборатории, представили совместный доклад о новом этапе разработки учебных ситуаций с использованием компьютерной симуляции «Равновесие». Их исследование демонстрирует, как цифровая среда может способствовать формированию понятийного мышления и понимания причинно-следственных связей у младших школьников. Затем Анастасия Сиднева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, обратилась к восприятию преподавания математики в первом классе самими педагогами. Она проанализировала, какие подходы к обучению кажутся наиболее эффективными учителям, и как цифровые ресурсы могут поддерживать или, напротив, осложнять этот процесс. С международной перспективой выступил Веллингтон Лима Седро из Федерального университета Гояса (Бразилия), представивший опыт создания математического клуба как пространства совместного развития учеников и педагогов. По его мнению, именно такие инициативы способствуют мотивации, вовлечению и росту математической грамотности в цифровую эпоху. Также в рамках секции прозвучал доклад Йоланды Росас Риверы, профессора Национального педагогического университета Мехико (Мексика), посвящённый рефлексии учащихся над собственными стратегиями решения математических задач. Завершила сессию Клаудиа Химена Гонсалес Морено, научный сотрудник Папского Ксаверианского университета (Колумбия), с докладом о развитии символических функций как основе изучения математики в школе. Её работа продемонстрировала, как формирование абстрактного мышления и символического оперирования может быть усилено через цифровые обучающие среды.
Среди представленных на Форуме докладов особенно выделялись выступления, затрагивающие острые и актуальные аспекты влияния цифровой среды на развитие детей и подростков, инклюзию, эмоциональное благополучие и медиаграмотность. Хорхе Энрике Торральбас Осле, профессор факультета психологии Гаванского университета и президент Кубинского психологического общества, представил доклад о проблемном использовании социальных сетей среди подростков. Он подробно остановился на том, как эмоциональный интеллект и родительская медиация могут влиять на восприятие собственного тела, предотвращая развитие негативной самооценки и связанных с этим рисков. Эйлин Африка, доцент факультета медицины и наук о здоровье Университета Стелленбоша (ЮАР), в своём выступлении подчеркнула важность двигательной активности в раннем детстве. Она представила данные о том, как избыточное экранное время снижает возможности развития базовых моторных и когнитивных навыков, назвав движение настоящей «магией» раннего развития. Хейди Флавиан, старший преподаватель Академического колледжа Ахва (Израиль), осветила тему инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. В докладе были рассмотрены возможности и ограничения использования цифровых технологий для поддержки учащихся с ограниченными возможностями, а также важные этические и педагогические дилеммы, возникающие в этом процессе. Ольга Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, представила результаты масштабных междисциплинарных исследований, посвящённых детскому чтению в условиях цифровизации. В центре внимания оказались изменения читательской активности и новые форматы взаимодействия с текстом, возникающие под влиянием цифровых медиа. Линда С. Пагани, профессор Университета Монреаля (Канада), выступила с докладом о взаимосвязи между избыточным временем у экранов и эмоциональным дистрессом у детей и подростков. Она подчеркнула, что переизбыток цифровых стимулов не только снижает концентрацию, но и усугубляет чувство одиночества, приводя к нарушению социальной адаптации и снижению учебной мотивации. Нильса Гонсалес Пенья, доцент факультета психологии Гаванского университета и специалист Кубинского института кинематографического искусства и промышленности, вместе с актером Майкелем Чавесом, рассказала о проекте Animaseñas и вселенной Федерико Мальдемара. Этот творческий проект объединяет науку и искусство, предлагая детям инклюзивные форматы обучения и социализации с использованием анимации и визуальных метафор. Сара Мало Серрато, доцент Университета Жироны (Испания), подняла важный вопрос психологического благополучия подростков в цифровом контексте. Её доклад был посвящён значению активного слушания со стороны взрослых и сверстников как ресурса поддержки, снижающего уровень тревожности и эмоциональной изоляции в условиях постоянного онлайн-взаимодействия. Сандра Лилиана Куэрво, Нере Аменабар Перурена и Ичаро Эчаге Гойя (представители кафедры ЮНЕСКО по коммуникации и ценностному образованию, Университет Страны Басков, Испания) представили доклад о развитии медиа- и информационной грамотности в школьной среде. Спикеры акцентировали внимание на важности интеграции навыков критического анализа информации в образовательную программу, особенно в эпоху ИИ-сгенерированного контента.
Секция, организованная представителями Всемирной организацией по дошкольному воспитанию (OMEP), была посвящена обмену международным опытом в области раннего детства. Под руководством Ларисы Леонидовны Шевченко, президента Российского комитета OMEP, участники из различных стран обсудили проблемы и педагогические вызовы, а также поделились практическими наработками в обучении детей с учётом культурного контекста. В своем собственном докладе Лариса Леонидовна подчеркнула значимость проектной деятельности как средства интеграции Целей устойчивого развития ООН в образовательную среду. Нектариос Стеллакис (Греция) обратил внимание на фундаментальную роль раннего образования в построении устойчивого будущего. Маттео Корбуччи (президент Комитета ОМЕР в Италии) представил оригинальную практику кукольной анимации как способа развития творческого самовыражения детей в цифровом контексте. Бернардо Агилар (Мексика) поделился практиками поддержки саморегуляции у дошкольников через организацию качественной образовательной среды. Нигора Хидоятова (Узбекистан) рассказала о балансе между инновациями и традициями в современном дошкольном образовании своей страны.
На форуме были представлены результаты работы не только российских, но и международных кафедр ЮНЕСКО. Кандидо Алберто Да Коста Гомес (Португалия), профессор в области образования и директор Центра исследований, инноваций и развития Института высшего образования Фафе, основатель и почётный член Кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования, молодёжи и общества, выступил с анализом влияния цифровой среды на молодёжь. Коллектив Сандры Лилианы Куэрво (Испания), исследователя кафедры дидактики и организации обучения Университета Страны Басков, постоянного члена Кафедры ЮНЕСКО по коммуникации и ценностному образованию, представила кросс-культурное исследование об опыте формирования медиаграмотности в школьной среде. Даниэль Артуро Эрнандес Родригес (Колумбия), директор Кафедры ЮНЕСКО по вопросам развития детей и координатор магистерской программы «Детство и культура» в Окружном университете Франсиско Хосе де Кальдас, осветил педагогические вызовы цифровой эпохи для системы дошкольного образования. Роза Мария Виккари (Бразилия), координатор кафедры ЮНЕСКО по коммуникационным и информационным технологиям в образовании, с коллегами, рассказала о разработке программы для учителей по внедрению технологий искусственного интеллекта в аудитории.
Форум стал платформой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и поиска новых решений в сфере образования и развития детей в условиях цифровой эпохи. Участники Форума выразили признательность организаторам за возможность обсудить актуальные темы и поделиться опытом, способствующим созданию гармоничной цифровой среды для детей.