Карпов Анатолий Викторович
Актуальное членство в РПО: полноправный член РПО
Статус в РПО: член Президиума РПО, руководитель Ярославского регионального отделения РПО
Зона ответственности в РПО: прикладная психология
Дата рождения: 02.05.1956
Образование: Специальность
Учебное заведение:
Факультета психологии Ярославского Государственного Университета имени П.Г. Демидова.
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Должность: декан факультета психологии, заведующий Кафедрой психологии труда и организационной психологии
Место работы: Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ)
Членство в государственных академиях наук РФ: член-корреспондент РАО
RuPsyID: 2011-a-0013
Отделение РПО: Ярославское отделение РПО
Субъект РФ: Ярославская область
Город: Ярославль
Один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии как психологическая теория деятельности, когнитивная психология, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности.
Анатолий Викторович Карпов - педагог высшей квалификации, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник Высшей школы, академик Российской академии Гуманитарных наук, академик Международной академии наук высшей школы.
Анатолий Викторович Карпов многократно побеждал в конкурсе «Лучший ученый ЯрГУ», а также в конкурсе «Лучший методист ЯрГУ».
Им развита обобщающая психологическая теория принятия решения в профессиональной и учебной деятельности, являющаяся наиболее полной из существующих в настоящее время. В ней впервые реализован синтез представлений об основных классах процессов принятия решения – индивидуальных, групповых, управленческих и др., что позволило получить ряд фундаментальных результатов в данной области знания: доказан структурно-уровневый принцип организации процессов принятия решения в деятельности и выявлена иерархия этих процессов в ней; обнаружен и проинтерпретирован принципиально новый тип закономерностей организации этих процессов – интегративный; выявлены базовые характеристики генезиса принятия решения в ходе профессиогенеза. В рамках данной обобщающей теории развит ряд более частных психологических концепций, раскрывающих систему психологических закономерностей основных классов процессов решений – индивидуальных, групповых и управленческих.
Предложена, всесторонне эмпирически и экспериментально обоснована новая психологическая концепция деятельности, базирующаяся на синтезе традиционной – структурно-морфологической и неклассической – функционально-динамической парадигм. Ее важнейшим положением является доказательство существования не трех (как это считалось до настоящего времени), а пяти основных уровней организации деятельности. Данная концепция является более общей, нежели разработанные до сих пор концепции в данной области, то есть является общей психологической теорией деятельности и включает их в себя в качеств специальных, частных концепций. С ее позиций, например, оказывается возможным включить в концептуальный аппарат и в состав теории деятельности представления о “субъект-субъектных” видах и типах деятельности, что не удавалось сделать в рамках традиционных представлений. В данной концепции обосновано положение о существовании в структуре деятельности неизвестных до настоящего времени уровней ее организации.
Развиты принципиально новые представления об общей организации системы психических процессов, на основе которых предложена синтетическая концепция их структурно-уровневой организации. В ней впервые дано комплексное методологическое и строгое экспериментальное доказательство структурированности всей системы психических процессов в пять базовых уровней; раскрыто содержание каждого из уровней, а также дана характеристика межуровневых взаимодействий в общей иерархии психических процессов. В рамках предложенной обобщающей концепции структурно-уровневой организации психических процессов разработан ряд оригинальных концепций, раскрывающих основные уровни этой организации. Так, предложена концепция интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения, в которой доказано существование особого, качественно специфического класса психических процессов – интегральных, “вторичных”, выступающих продуктами синтеза системы традиционно выделяемых – “первичных” процессов. Данная концепция впервые позволяет реализовать содержательный синтез представлений о двух основных подсистемах психики – когнитивной и регулятивной, а также содержит решения ряда важных вопросов, сформулированных в одном из новейших, приоритетных направлений современной психологии – метакогнитивизме.
Предложена и развита принципиально новая концепция в области психологии управления – трансформационная концепция менеджмента. В ней впервые выявлены и проинтерпретированы базовые типы трансформаций основных – эталонных, “нормативных” психологических и организационных закономерностей, установленных в зарубежной теории менеджмента и психологии управления, в отечественных условиях, а также решены проблемы кросскультурного переноса этих закономерностей и их экологической валидности. На основе данной концепции осуществлен большой цикл прикладных исследований и разработок, позволивший дать значительный экономический и социальный эффект.