Реализация продолжения проекта «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы»
Реализация продолжения проекта «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов)» в 2018-2019 гг.
(№15-18-00109, при поддержке Российского научного фонда)
Руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор Ю.П. Зинченко.
Членами секции завершена реализация проекта, направленного на развитие системной модели этнокультурной идентичности. Особое внимание в ходе продолжения проекта было уделено исследованию формирования и развития этнокультурной идентичности у российских детей, подростков и молодежи, начиная от дошкольного возраста (3-6 лет) и заканчивая периодом ранней взрослости (18-26 лет). С опорой на междисциплинарный подход к исследованию системы этнокультурной идентичности и межэтнических установок был разработан комплекс разнообразных методов, в том числе с использованием новых технологий и методических приемов, опирающийся на возрастную периодизацию с позиций культурно-исторического подхода, и одновременно учитывающий специфику психического и личностного развития в цифровом российском обществе.
В 2018-2019 гг. по проекту были выполнены следующие работы и достигнуты следующие результаты.
С позиций культурно-исторического подхода проведен критический анализ существующих теорий в области изучения этнокультурной идентичности в детском и подростковом возрасте и выполнен обзор результатов исследований последних лет, который выявил:
- острую необходимость развития и создания качественных методов исследований в дополнение к широко используемым на протяжении последних десятилетий опросным методам;
- необходимость изучения социальной ситуации развития ребенка с учетом влияния на развитие этнокультурной идентичности со стороны участников образовательного и воспитательного процесса.
- необходимость изучения влияния на идентичность в целом и на этнокультурную идентичность цифрового общества, без чего невозможно понимание особенностей психического и личностного развития подрастающего поколения;
- необходимость сопоставления результатов, полученных посредством широкого спектра методов исследования, в том числе, использующих новые технологии, позволяющие получать дополнительные результаты и мотивирующие детей и молодежь на участие в исследованиях.
Междисциплинарный теоретический анализ исследований «цифровой идентичности» позволил выявить и обобщить их основные темы и направления:
- соотношение онлайн и офлайн идентичности, сходство и различия Я-реального, Я-виртуального и Я-идеального;
- позитивные аспекты предоставляемой социальными сетями возможности конструирования идентичности в детском и подростковом возрасте;
- негативное влияние онлайн идентичности на формирование личности в детском и подростковом возрасте;
- представленность различных аспектов или «режимов идентичности» в социальных сетях и возможности для их изучения.
Разработанные методы исследования формирования и развития этнокультурной идентичности современных детей, подростков и молодежи прошли успешную апробацию в 2018 году, доработаны с учетом анализа полученных результатов и использованы для проведения дальнейших исследований на этапе 2019 года.
Разработана и апробирована оригинальная методика «Визуально-семантический дифференциал ЭКИ», предназначенная для исследования развития и содержания этнокультурной идентичности в детском возрасте. В исследовании приняли участие 65 детей в возрасте от 3 до 13 лет в контексте целостной методической программы, предусматривающей изучение взаимосвязи этнокультурной идентичности и психологического благополучия ребенка. Результаты позволили выявить особенности развития этнокультурной идентичности и межгрупповых установок в различные периоды детского развития. Было показано, что сензитивным периодом для формирования позитивной этнокультурной идентичности и позитивных межгрупповых установок является дошкольный и младший школьный возраст, когда внешняя непохожесть другого еще не является основанием формирования негативной установки, как это происходит позже, в подростковом возрасте.
На основе разработанной ранее Комплексной методики изучения этнокультурной идентичности было проведено исследование, в котором приняли участие 517 подростков в возрасте от 15 до 18 лет (M = 16,46; SD = 1,07) из 9 субъектов РФ (6 федеральных округов). Проанализирована взаимосвязь этнокультурной идентичности с такими переменными как принадлежность к определенным социальным группам, этнолингвистические характеристики, различные аспекты субъективного благополучия, интенсивность использования интернета и социальных сетей и особенности поведения онлайн. Показана зависимость этнокультурной идентичности и психологического благополучия подростков от особенностей пользовательского поведения в интернете и социальных сетях.
Сравнительный анализ самокатегоризации российских подростков из различных субъектов федерации выявил, что этнокультурная идентичность значимо менее важна в системе общей идентичности по сравнению с другими видами идентичности (общечеловеческая, индивидуальные характеристики и др.). В то же время, самокатегоризация российских подростков и иерархия категорий идентичности в общей системе идентичности определяется не только общероссийским контекстом, но и спецификой социокультурного контекста, характерного для конкретного субъекта РФ.
Проведено исследование возможностей дата-майнинга и применения анализа социальных сетей к изучению этнокультурной идентичности российских подростков. На первом этапе (в 2018 г.) изучалась самопрезентация подростков в социальной сети ВКонтакте на индивидуальном уровне, тогда как на втором этапе (в 2019) была предпринята попытка ее изучения на макроуровне Посредством создания кода на языке R (R 3.6.1 + R Studio 1.2.1335) был выполнен анализ связей 47 сообществ социальной сети «ВКонтакте», контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности. Из данных сообществ были отобраны пользователи в возрасте от 14 до 18 лет из тех же девяти субъектов РФ, в которых проводилось социально-психологическое исследование ЭКИ. Применение дата-майнинга позволило охватить более 1 млн 300 тыс. пользователей интересующего нас возраста. Результаты продемонстрировали имеющиеся перспективы анализа социальных сетей, позволяющего охватить широкие слои пользователей интернет-сообществ, для изучения этнокультурной идентичности российской молодежи в цифровой среде.
Разработана интегральная процедура изучения психофизиологических механизмов региональной идентичности, включающая в себя одновременно регистрацию движений глаз и регистрацию биоэлектрической активности головного мозга при предъявлении стимульного материала. В результате исследования удалось показать различия в направлении фокуса внимания на поведенческом и нейрофизиологическом уровнях в зависимости от региональных особенностей (жителей западных и восточных регионов РФ), что свидетельствует о необходимости учитывать неосознаваемые механизмы в процессе изучения, формирования и развития этнокультурной идентичности.
Проведен анализ возможностей применения систем виртуальной реальности для изучения этнокультурных процессов и возможностей формирования позитивных установок с применением виртуальных сред. Разработано несколько оригинальных сценариев взаимодействия с аватарами, репрезентирующими различные антропологические типы. Выявлены различия в поведенческих реакциях (устанавливаемая дистанция) и психофизиологических показателях (кожно-гальваническая реакция) при взаимодействии участника исследования с аватарами своей и другой этнических групп. Эксперименты, в которых в качестве участников выступили представители российской молодежи в возрасте 17-26 лет, показали, что на декларируемом уровне россияне в период ранней взрослости в целом демонстрируют отсутствие негативных межэтнических и межрасовых установок по отношению к представителям разных рас и этнических групп, тогда как применение методов объективной регистрации данных в специально организованных условиях свидетельствует о наличии реакции на внешние различия виртуальных партнеров (аватаров). Полученные результаты свидетельствуют о правомерности использования аватаров и виртуальных сред для изучения этнокультурной идентичности и межгрупповых установок.
Разработанные методики и виртуальные среды могут стать основой не только для проведения исследований, но и для организации формирующих экспериментов для различных возрастов и категорий, в том числе, и при проведении дискуссий и обсуждения результатов с их участниками в групповом формате, где в психологически безопасных контролируемых условиях могут быть проработаны неосознаваемые установки и заложены основы для формирования и развития позитивной этнокультурной идентичности, начиная от дошкольного возраста и заканчивая ранней взрослостью.
Анализ и сопоставление результатов, полученных на основе всех применяемых методов, позволил уточнять, дополнить и развить разрабатываемую постнеклассическую системную модель этнокультурной идентичности.
Результаты проекта представлены в многочисленных докладах на российских и международных научных конференциях, в 18 публикациях, из них 8 в индексируемых в базах данных WoS и Scopus изданиях, в том числе, во входящих в первый квартиль, а также включены в целый ряд программ учебных курсов лекций и в практические занятия для студентов.
Результаты работы членов секции по проекту в 2018-2019 гг. представлены в следующих публикациях:
- Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р. С., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. (2018). Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (data-mining) // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 3-6 октября 2018 г.). Под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. Екатеринбург. С.14-25 (РИНЦ)
- Kovalev A., Gasimov A. (2018). The cultural differences in eye movements during scene perception. International Journal of Psychophysiology V. 131. P. 129-130 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
- Ковалев А.И., Ласьков Г.Д. (2018). Взаимосвязь параметров движений глаз и эстетических предпочтений // Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Выпуск 9, С. 57-66 (РИНЦ)
- Menshikova G., Krasilschikova N., Isaychev S. (2018). The study of ethnic attitudes using psychophysiological reactions. International Journal of Psychophysiology V.131, P. 158-159 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
- Menshikova G., Tikhomandritskaya O. (2018). Gender bias when interacting with avatars. International Journal of Psychophysiology V.131, P. 116-117 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
- Menshikova, G. Y., Tikhomandritskaya, O. A., Saveleva, O. A., and Popova, T. V. (2018). Gender differences during interactions with avatars of different ethnic appearances. Psychology in Russia: State of the Art, 11(4):187–198 (WOS, SCOPUS, РИНЦ)
- Popova T.V., Saveleva O.A., Menshikova G.Ya., Tikhomandritskaya O.A. (2018). Gender differences in interpersonal distances during interactions with avatars. European Conference on Visual Perception. Abstract Book, P. 50-51
- Зинченко Ю.П. (2018). Этнокультурная идентичность и психологическое благополучие: методологические аспекты // Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности: Материалы IX Международного симпозиума (12-13 июля 2018 г.) / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. Е.Б. Перелыгиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет. С. 25-30
- Шайгерова Л.А., Ваханцева О.В. (2019). Самокатегоризация российских подростков из различных субъектов федерации в современных социокультурных условиях: общее и особенное // Материалы I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.А.Цветковой, Е.Н.Волковой, А.В.Микляевой. В 2-х частях. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2018. - 354 с. Часть 1., Т. 1, С. 133–143 (РИНЦ)
- Shilko R., Shaigerova L., Zinchenko Yu., Dolgikh A., Vakhantseva O. (2019). The Impact of Region on the Perception of Psychological Well-being: Comparative Study in Russian Federation. The 10th International Multi-Conference on Complexity, Informatics and Cybernetics (IMCIC 2019) (WOS, SCOPUS)
- Zinchenko, Y., Shaigerova, L., Dolgikh, A., Almazova, O., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Connection between the amount of time spent by Russian teenagers on the Internet and their psychological well-being. European Psychiatry 56S, S208 (WOS, SCOPUS, РИНЦ, Q1)
- Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. (2019). Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Выпуск 2, С. 875-884 (РИНЦ)
- Ковалёв А.И., Гасимов А.Ф., Климова О.А. (2019). Этнокультурные различия жителей Российской Федерации в процессах восприятия: региональный аспект // Человек и природа. Материалы XXIX Международной междисциплинарной конференции «Проблемы социоестественной истории» / под ред. Ковалевой Н.О. – М.: МАКС Пресс. С. 79-89 (РИНЦ)
- Shaigerova L., Vakhantseva O., Shilko R., Dolgikh A., Almazova O. (2019). Data-mining as a Technique of Studying the Virtual Self in the Social Network "VKontakte". Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). P. 1844. (РИНЦ)
- Shaigerova L., Dolgikh A., Zinchenko Y., Shilko R., Vakhantseva O. Developing and testing methods of studying the formation of ethnocultural identity in ontogeny. Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow) (РИНЦ)
- Shaigerova, L., Ushkov, F., Zinchenko, Y., Almazova, O., Dolgikh, A., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Perception of social issues by the prisoners of the penitentiary system of Russia in comparison with a control sample. European Psychiatry 56S, S583. (WOS, SCOPUS, РИНЦ, Q1)
- Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. (2019). Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал, №3, С. 4-17 (РИНЦ)
По результатам проекта подготовлена научная монография Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Ваханцева О.В., Долгих А.Г., Кисельников А.А., Шилко Р.С. Этнокультурная идентичность цифрового поколения россиян.
Результаты работы научного коллектива по проекту в 2018-2019 гг. были представлены на международных конференциях и симпозиумах:
Международный конгресс по психофизиологии, г. Лукка, Италия, 4-8 сентября 2018 г.;
Европейская конференция по зрительному восприятию, г. Триест, Италия, 26-30 августа 2018 г.;
IX Международный симпозиум «Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности», г. Екатеринбург, 12-13 июля 2018 г.;
Международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной семьи», Москва, 3-6 октября 2018 г.;
I Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 г.;
The 10th International Multi-Conference on Complexity, Informatics and Cybernetics - IMCIC 2019), (г. Орландо, Флорида, США), 12-15 марта 2019 г.;
27th European Congress of Psychiatry, Варшава, Польша, 6-9 апреля 2019 г.;
XVI European Congress of Psychology, г. Москва, Россия, 2-5 июля 2019 г.;
II Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2019 г.;
XXIX Международная междисциплинарная конференция «Проблемы социоестественной истории», Россия 22-27 сентября 2019 г.
Автор: Секция РПО: Этнокультурные исследования